Обо всём

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Обо всём » Ювенальная юстиция » Ювенальная юстиция в Израиле


Ювенальная юстиция в Израиле

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

О ювенальной юстиции, или Почему нельзя бить детей
18.03.2015 Автор: Александр Гамбарян
https://archive.9tv.co.il/news/2015/03/18/199632.html

Давайте разберемся с законами относительно детей. А то в русской блогосфере давно уже стоит вой — все боятся социальных служб. Боятся, что в один далеко не прекрасный момент придут ОНИ и заберут ребенка.

Итак, давайте же отделим мух от котлет (сколько раз слышал это выражение, но до сих пор не удосужился заресерчить его этимологию), теплое от мягкого и, главное, закон от его практического применения.

Вначале, как это часто бывает, я дам слово своему покойному учителю и наставнику Алексу Лейбовичу. Десять лет назад. Мы сидим за одним столом и, как обычно по утрам, слушаем Натана Заави по 103FM. Речь заходит о еврейских традициях, и Алекс с гордостью показывает мне дырку на месте зуба. Это не от старости, говорит он — это в возрасте 15 лет я пошел на ипподром в Йом кипур. Узнав об этом, папа меня воспитал. Вот. Молодец был мой папа, говорит Алекс.

Tempora muta, и мы переносимся из довоенной Румынии, давшей миру дадаизм в лице Тристана Тцара (он же Сами Розеншток), в современный Израиль. Звонит мой телефон, смущенный и одновременно испуганный женский голос на грани истерики рассказывает знакомую историю — в школу пришла социалка пообщаться с детьми на тему их прав, дети что-то брякнули, их к еоэцет (советнице), оттуда к директору, оттуда в полицию.

Начинается все с отрицания. Да я! Да мы! Да ни в жисть! Это все они виноваты, настроили против нас наших детей! Но я-то тоже не первый раз замужем, и "вас, б**дей, насквозь вижу", как в том анекдоте про Петра Первого.

Предупреждая обвинения в шовинизме (который, правда, можно определить как мою национальную культурную традицию, фак ю, феминистки) — это относится к людям как таковым, без различия пола, возраста и вероисповедания — врут все.

Потихоньку добравшись до сути дела через долгое увещевание клиентов — "не сказать всей правды адвокату — это все равно, что прийти к гинекологу и не снять трусики", мы доходим до сути дела. А там все как всегда — ребенок шалит, ADHD вовсю, риталин не для нас, дали немного по попе.

Итак, закон. Статья 378 местного уголовного кодекса — определение понятия "ткифа" — assault or battery, как, к чертовой матери, это будет по-русски? Нападение? Так вот, ткифа — это удар, толчок или любое другое прикосновение без согласия на то. 368(б) дает нам расценки — до 7 лет за телесное наказание ребенка. То есть по закону его нельзя вообще трогать, не то что пихать, толкать или, ни дай-то бог, бить. Это буква закона, и понятное дело, что в жизни все не так, как на самом деле.

На самом же деле все абсолютно непонятно. Правило большого пальца (rule of thumb, כלל האצבע) здесь не работает, хотя бы потому, что бить палкой тоньше большого пальца тоже нельзя. Это, кстати, я недавно узнал, что правило это отсылает к старинному закону о том, что жену нельзя бить палкой толще большого пальца.

Ребенка бить нельзя. Совсем. Никак. Но особенно нельзя бить ремнем, палкой, утюгом и другими воспитательными подручными предметами. Если от шлепка по попе еще можно отмазаться практически без потерь (нервы и адвокатский гонорар не в счет), то за ремень вы будете сидеть. Запомните это крепко и навсегда!

Ну и теперь один совет. Есть интеракции с полицией, когда можно говорить с ними и без адвоката или вызвать бесплатного (что примерно одно и то же). Но это не тот случай. Если вас допрашивают по поводу избиения ребенка — не говорите НИЧЕГО, кроме "адвокат". Потому что вы на краю обрыва, лететь с которого не всегда смертельно, но ноги поломать можно только так.

Что же до социальных служб — на эту тему я, пожалуй, напишу отдельно.

Мораль — осторожно с детьми, вы их можете побить, а они вас — посадить.

2

Александр Гамбарян: "Лучше воспитать ребенка в правильном ключе, чем получить в израильском суде платный урок"
Виктория Кац 14 октября 2020
https://jewishmagazine.ru/articles/inte … tnyj-urok/

(отрывок, полный текст по ссылке выше)
Юрист со стажем в четверть века, участник телепередач и резонансный блогер дает ряд советов тем, кто планирует репатриацию. Своих детей шлепать нельзя, разбираться с чужими строго запрещено, нехорошее слово в адрес одноклассника может обойтись в сто тысяч шекелей. За сколько лет иммигрант может овладеть юридическим ивритом, дискриминируют ли арабов и зачем судьям игрушечные машинки

Неподсудное похлопывание

— Не секрет, что российские и израильские стандарты, касающиеся воспитания детей, отличаются. Что может случиться с условным нашим читателем, который репатриируется на историческую родину и по старой привычке отшлепает чадо?

В этом плане произошла эволюция. 30 лет назад отлупить ребенка было не наказуемо, 15 лет назад судьи наказывали за избиение и оставляли без последствий «воспитательный шлепок». Сегодня израильский суд не приемлет никаких физических мер воздействия по отношению к детям.

Человека могут посадить или не посадить, исходя из лингвистических тонкостей. Следователь допрашивает отца, который поднял руку на ребенка, и тот, плохо зная иврит, оправдывается: «Это была всего лишь «мака ктана» (ивр. «слабый удар»). Всё, он может попасть в тюрьму, потому что «мака» — это подсудно, а «тфиха» (похлопывание) — нет. Эта крошечная разница в терминах может стоить человеку всей его карьеры.

Насилие в семье является одним из самых позорных преступлений в Израиле. Когда речь идет о насилии над несовершеннолетним, — это дважды отягчающее обстоятельство. Не важно, за что вы отшлепали ребенка, пусть даже за дело. Например, он одноклассницу избил, издевался над ней, и вы отшлепали гада рукой по попе, даже синяка не оставив. Согласно букве закона, это нападение на несовершеннолетнего в семье, совершенное ответственным над ним. То, что речь идет о собственном сыне, — отягчающее, а не облегчающее обстоятельство.

— А если синяк остался?

Это уже другая статья, тройное отягчающее обстоятельство: причинение вреда несовершеннолетнему в семье. Еще хуже, если папаша использовал не руку, а ремень, пластиковую бутылку из-под кока-колы или даже соломинку. Это уже тяжкое преступление. Я 25 лет спасаю людей от полиции, но считаю, что за порку ремнем отец должен отсидеть в тюрьме хотя бы месяц. Только так это можно исправить. Точно так же считают прокуроры и судьи.

— Что грозит тому, кто отшлепал ребенка рукой? Общественные работы?

Если это одноразово, сразу же вмешиваются социальные работники. Они говорят с детьми и проверяют родителей. Израильское общество пришло к консенсусу: человек, который поднимает руку на ребенка, — плохой родитель. Нет хорошего родителя, который бьет ребенка. Включая шлепки по попе.

В этом смысле израильское законодательство находится на общезападном уровне. Исключение составляют американские штаты «библейского пояса», но США — такая уж страна, где есть и прогресс, и отсталость. Цивилизованное человечество решило, что причинять физическую боль детям недопустимо.

— Как предупредить злоупотребление законами? Предположим, дочь пришла к матери: «Дай денег на мороженое». — «Не дам, ты уже ела сладкое». На следующий день девочка жалуется учительнице, что мама ее избивает.

Да, дети бывают довольно манипулятивными. У них еще мораль не сформировалась, и именно поэтому уголовная ответственность наступает только с 12 лет. Думаю, процентов 20 израильских родителей прошли эту ситуацию: ребенок в школе что-то сказал, поступил сигнал, в школу приходят специальные следователи с видеокамерой. Дети живут в своем, фантазийном мире. Когда ребенку нужно внимание, он рассказывает о плохих родителях и сразу получает внимание от классного руководителя, психолога, социальных служб.

Родителей вызывают на допрос, после чего они бегут ко мне. С полицией-то я разберусь, главная задача — объяснить, что общество решило: лучше перебдеть, чем недобдеть. Вот конкретная история: семья переехала в другой район, мальчик пошел в новую школу во второй класс. Он чужой, его не принимают в тусовку. Чтобы обратить на себя внимание, ребенок на голубом глазу рассказывает, что папа с мамой его бьют палкой и запирают в чулане. Другие дети об этом быстренько доносят учителям. Мальчик, выдумавший историю с чуланом, наконец-то получает долгожданное внимание. Чем больше он это повторит, тем больше отрежет себе любые пути к отступлению. Сложно ж признаться: «Ой, я на самом деле соврал три раза подряд».

Когда родителей вызвали в полицию, пообщались, посмотрели на них, стало понятно, что ребенок всё придумал. Такие дела ведут специальные следователи с огромным опытом, они сотрудничают с социальными работниками, у которых тоже огромный опыт. Те подтверждают: всё — туфта.

И вот эти родители сидят у меня в кабинете. Мне надо им объяснить, что ситуация, в которую они попали, распространенная и что их ребенок не монстр. Нет, это ситуация, в которую попадают нормальные родители, с абсолютно обычными детьми. Просто в каждой стране свои особенности.

Что не позволено Либерману…

— Есть шанс, что у таких вот нормальных родителей отберут ребенка? Выражение «ювенальная юстиция» у многих вызывает дрожь.

У репатриантов из СНГ, потому что они не в теме. Я всегда отвечаю: «Никому ваши дети не нужны». На каждом уровне принятия решений есть проверки. Решение о том, чтобы забрать ребенка, принимается на пяти-шести разных уровнях. Соцработник; уполномоченная судом по работе с детьми судебная комиссия; начальник окружного отделения; прокуратура; судья; судья, который направляет дело на дополнительное рассмотрение.

Просто так никто ребенка не заберет. Более того, не так просто перевести в интернат детей, над которыми реально издеваются, физически и морально, папа-алкоголик или мама, вымещающая злобу после развода. Чтобы это произошло, как минимум пять социальных работников проводят все необходимые проверки, включая надзор со стороны прокуратуры и контроль судьи. А потом оказывается, что денег на интернат нет или еще что-нибудь.

Детей в Израиле, если забирают из семьи, то слишком редко и слишком поздно.

Теперь самое важное отличие Израиля от России: нормы поведения детей. Я неоднократно видел ролики, снятые в российских школах, где дети издеваются друг над другом или запечатлены в неудобном, смешном или унизительном положении. Распространение такого ролика в Израиле — это уголовное преступление, за это ребенок идет под суд. Даже тот, кто переслал такое видео, совершил тяжкое преступление, которым занимается прокуратура и за которое грозит до пяти лет тюрьмы.

— Первоклашку ж не будут сажать.

Уголовная ответственность начинается с 12 лет, но есть такая деталь: предположим, ваш десятилетний сын переслал чужой ролик, на котором издеваются над девочкой. Родители этой девочки приходят к вам и говорят: «Вынь и положь 100 000 шекелей». Это определенная законом сумма компенсации потерпевшему, причем без необходимости с его стороны доказывать нанесение ущерба. Без злого умысла — 50 000 шекелей.

Ровно те же цифры указаны в Законе о защите от клеветы. Один мальчик кричит другому: «Ах ты, педик!», и это оскорбление. Если его услышат третьи лица, хотя бы один человек, статья переквалифицируется на клевету. В Израиле не используют в таких случаях уголовную статью, но остается гражданская ответственность: 50 000 шекелей по неосторожности и 100 000, если это злонамеренно. Родителям обидчика придется эту сумму выплатить.

Нужно также помнить, что в Израиле запрещена пропаганда гомофобии. Не гомосексуализма, как в России, а гомофобии. Например, в классе есть мальчик с соответствующими наклонностями. Любые нелестные замечания на эту тему, озвученные одноклассниками, будут расцениваться как сексуальные домогательства. То же самое, если девочке скажут что-нибудь вроде: «Ты — тупая телка, все бабы — дуры». Детям нужно прививать уважение к базовым ценностям, таким как свобода и человеческое достоинство.

— Это в конституции написано?

В Израиле нет книжки под названием «Конституция», которая гарантирует непонятные свободы, фактически не выполняющиеся. Однако в Израиле есть основной закон, на базе которого создано всё конституционное право — Закон о чести, о достоинстве и свободе человека. Гораздо лучше воспитать ребенка в правильном ключе, чем получить такой урок в суде, попав на 100 000 шекелей.

— Хорошо, такая ситуация. Ребенок приходит из израильской школы в слезах: "Меня назвали вонючим русским". Что должны предпринять родители? Идти в суд?

Налаживать общение с педагогами. Сначала надо обратиться к школьному консультанту. К таким инцидентам относятся серьезно: проводят профилактические беседы, могут даже всех родителей в школу вызвать и поговорить. На основании адвокатского опыта я считаю, что судиться — последнее дело: этим надо заниматься, когда другие методы не сработали. Вы поговорили с педагогами, с консультантом, они ничего не сделали? После того как родители трех-четырех одноклассников получат от адвоката письмо с предложением уплатить четверть миллиона шекелей, ситуация изменится коренным образом.

Чего родителям нельзя делать никогда — это пытаться разобраться непосредственно с обидчиками. Это прямой путь…

— В тюрьму?

К судимости и пожизненному пятну в биографии. Ни в коем случае нельзя идти в школу и даже словесно пикироваться с чужими детьми. Оставьте это педагогам, родителям детей и, наконец, вашему адвокату. Верят всегда ребенку и уголовное дело заведут в любом случае. Бывший министр иностранных дел Авигдор Либерман лет 20 тому назад устроил разборку с соседским ребенком, который ударил его сына, и потом очень долго отмазывался. Новый репатриант точно не отмажется.


Вы здесь » Обо всём » Ювенальная юстиция » Ювенальная юстиция в Израиле